Атомная подводная лодка К-141 «Курск» была построена в Северодвинске, в мае 1994 года была спущена на воду и в январе 1995 года введена в боевой состав. 12 августа 2000 года она находилась на учениях в Баренцевом море. В составе экипажа лодки было 118 человек. До сих точно не известно, что случилось в этот день с «Курском», но она больше никогда не поднималась на поверхность. Все члены экипажа атомной подводной лодки погибли.

Спасательная операция

12 августа 2000 года в 11 часов 30 минут в норвежском сейсмическом институте было зарегистрировано два сильных взрыва в Баренцевом море. В установленное время «Курск» не вышел на связь, и в 23 часа 30 минут началась операция по поиску и спасению подводной лодки.

13 августа в 4 часа 30 минут «Курск» был обнаружен лежащим на грунте в Баренцевом море. К месту трагедии отправились спасательные суда. В 7 часов утра об аварии было доложено Президенту РФ В. В. Путину.

14 августа в 11 часов утра на канале РТР прозвучало первое официальное заявление о том, что атомная подводная лодка «Курск» легла на дно в Баренцевом море, и о том, что ядерного оружия на ней нет. Представители флота заявили, что через спасательный аппарат «Колокол» в подводную лодку доставляется топливо и кислород, опасности для жизни экипажа нет. Впоследствии эти утверждения были опровергнуты.

15 августа Норвегия и Великобритания предложили свою помощь в проведении спасательной операции. Командование российского флота заявило, что готово принять любую помощь. В район аварии прибыли подводная лодка, атомный крейсер «Петр Великий» и другие корабли. Шторм на море не позволил спасателям начать работу.

16 августа в норвежский порт Тронхейм был доставлен из Великобритании глубоководный аппарат LR-5. С российского спасательного судна «Рудницкий» был спущен глубоководный аппарат «Приз», но он не смог подобраться к «Курску». На следующий день норвежское судно «Норманд Пионер» с аппаратом, группой спасателей и представителями ВМС Великобритании отправилось к месту трагедии. США предложили свою помощь и подготовили к отправке глубоководный аппарат DSRV. Германия и Нидерланды также предложили свою помощь России. 17 августа в Брюсселе встретились представители командования ВМФ России и НАТО.

Подлодка Курск

18 августа к месту трагедии отправилось судно «Сивей Игл» с группой водолазов международной компании «Столт Оффшор» и представителями вооруженных сил Норвегии. «Сивей Игл» и «Норманд Пионер» прибыли в район аварии только 19 августа, а спасательные работы начались утром 20 августа, когда уже никто не верил, что на борту «Курска» еще есть кто-то живой.
20 августа к подводной лодке был спущен необитаемый аппарат, потом глубоководные водолазы. Они обследовали лодку снаружи, попытались выяснить, есть ли кто-то живой, подтвердили повреждение люка, попытались открыть его. Вечером на одну из баз Северного флота вылетели водолазы-инструкторы, чтобы изучить конструкцию аварийного люка на аналогичной «Курску» лодке «Орел» и попытаться разработать тактику его открытия на глубине более 100 метров.

21 августа водолазы открыли люк и обследовали лодку, подтвердили, что она полностью затоплена и весь экипаж погиб. Спасательные работы на этом были завершены. Компания «Столт Оффшор» отказалась провести работы по поднятию тел погибших моряков. На следующий день суда «Сивей Игл» и «Норманд Пионер» ушли из района аварии.

Причины гибели «Курска»

По факту затопления атомной подводной лодки «Курск» было возбуждено уголовное дело, разрабатывалось около 20 версий того, что могло вызвать повреждение лодки и, как следствие, ее затопление. После проведенного расследования Генеральный прокурор России заявил, что гибель подводной лодки произошла «вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке атомной подводной лодки». В гибели «Курска» не нашли состава преступления и уголовное дело было закрыто.

Среди многочисленных версий гибели «Курска» наиболее правдоподобными являются:

возгорание топлива и взрыв одной или нескольких торпед внутри подводной лодки, в результате чего большая часть экипажа лодки погибла мгновенно, а оставшиеся перешли в 9 отсек, где прожили еще около 3 суток. Они могли погибнуть от нехватки кислорода или от переохлаждения, потому что уже через несколько часов после затопления температура внутри лодки была не более 2-4˚С;
столкновение «Курска» с британской атомной подводной лодкой. Столкновение произошло «при взаимном маневрировании с целью восстановления утраченного гидроакустического контакта» (цитата по www.murman.ru/kurskmem/articles/britishr.htm). После столкновения обе подводные лодки оказались на расстоянии 300 м друг от друга. Одновременно с исследованиями «Курска» проводились и исследования остатков британской подводной лодки, буквально разорванной на две части. В сентябре 2002 года первый отсек «Курска» и остатки британской лодки были взорваны;
столкновение «Курска» с американской подводной лодкой, которая ровно через неделю, 19 августа 2000 года, зашла на срочный ремонт в норвежскую военно-морскую базу Хоконсверн, а еще через 8 дней ушла на ремонт в порт Саутгемптон на южном берегу Англии. Американская лодка имела значительные повреждения в носовой части, толстая резинокерамическая обшивка субмарины была содрана. Достоверно не известно, чем были вызваны эти повреждения.
Среди других версий были и столкновение с миной времен Второй мировой войны, и диверсия, и подрыв торпедой или ракетой, пущенной с другого российского корабля или подводной лодки во время учений, и столкновение с надводным кораблем. Истинная причина повреждений атомной подводной лодки «Курск» и ее затопления так и остается загадкой.






Смотрите также: