Приватизацией называется передача в частную собственность государственного или муниципального имущества. Таким имуществом могут быть земельные участки, промышленные предприятия, банки и другие финансовые учреждения, средства транспорта, связи, массовой информации, здания. Приватизация может осуществляться за плату или безвозмездно. В странах Европы приватизация была осуществлена в основном в 70-х годах 20 века, в России же процесс сокращения государственной собственности начался в 1992 году.

После распада Советского Союза, роспуска КПСС и вступления на путь сближения с Западом перед Россией возникла задача создания экономической структуры, основанной на частной собственности, свободе торговли и господстве рыночных капиталистических отношений. Не менее важными задачами были введение конвертируемой валюты и установление внутренних цен на товары на уровне мировых. Если вспомнить, что в Советском Союзе цены на товары народного потребления были искусственно занижены, то выполнение последней задачи могло привести к недовольству населения.

В числе прочих действий, направленных на решение основных экономических задач, была проведена и приватизация государственной и муниципальной собственности. Первые шаги в этом направлении были предприняты еще в 1991 году. Тогда были приняты законы: «О собственности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», антимонопольные законодательные акты, которые открывали некоторую возможность развития рыночных отношений, но носили больше декларативный характер.

2 января 1992 года правительство во главе с Е. Гайдаром объявило о том, что на территории РФ вводятся свободные рыночные цены на товары, 29 января был издан Указ Президента РФ «О свободе торговли». Это моментально привело к увеличению цен, только в 1992 году цены на потребительные товары увеличились в 26 раз!

Владимирский моторо тракторный завод история приватизация

14 августа 1992 года был издан Указ Президента «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Приватизационными чеками назывались «ваучеры» по 10 тысяч рублей. С 1 октября 1992 года каждый житель России мог получить такие ваучеры. Их можно было свободно продать, вложить в акции предприятий или обменять на акции инвестиционного фонда. Людей уверяли, что к 1994 году стоимость ваучеров достигнет цены автомашины, на самом деле в 1994 году цена ваучера не достигла и стоимости велосипеда.
Всего предполагалось передать в частные руки около 300 тысяч государственных предприятий и учреждений, которые на 1 января 1992 года оценивались в 1,5 триллиона рублей. Разработчики реформы предлагали три способа акционирования предприятий:

Вариант с преимущественным контролем государства. Рабочие предприятий могли получить определенное количество бесплатных (не дающих права голоса) акций, а также купить (за деньги или ваучеры) до 10 % обыкновенных акций со скидкой. Администрация предприятия могла приобрести не более 5 % обыкновенных акций. Такой вариант выбирали крупные предприятия, которые, однако, не могли приобрести главный пакет акций.
Вариант с преимущественным контролем работников предприятия. Контрольный пакет акций (51%) принадлежал трудовому коллективу, но каждый член мог приобрести не более 5% от общей суммы акций. Большинство предприятий выбрали именно этот вариант.
Вариант с внутренним или внешним инвестором. Такой вариант акционирования предполагал, что инвестор должен заключить с фондом имущества договор на 1 год. По условиям договора, инвестор должен был вложить в предприятие не менее 200 минимальных размеров оплаты труда, а через год получал право приобрести 20% акций предприятия. Такой вариант применялся очень редко.
К концу 1992 года около 28% торговых предприятий перешли в частные руки, к 1 июля 1993 года было приватизировано 68 тысяч предприятий, из которых 47 тысяч являлись предприятиями торговли и бытового обслуживания. Производственные предприятия приватизировались намного медленнее. Чтобы восполнить дефицит товаров, российский рынок стал пополняться иностранной продукцией. В этот период появились обменные пункты иностранных валют, фондовые биржи, коммерческие банки.

Кроме предприятий и учреждений, в частную собственность была передана и земля. Но активное развитие фермерского хозяйства в России было невозможно из-за низкого уровня сельскохозяйственного производства, слабой материально-технической базы, отсутствия достаточных материальных и финансовых средств. К 1 июля 1993 года 34% колхозов и совхозов предпочли не изменять свой статус, остальные же образовали товарищества.

Приватизация в России завершилась в основном к 1995 году. Около 55% активов бывших государственных предприятий были приобретены работниками этих предприятий, около 11% обменены через ваучеры, 34% остались в собственности государства. Несмотря на все благие намерения организаторов приватизации передать собственность народу, реальными собственниками предприятий стали представители партийно-хозяйственной элиты, в основном директора, получившие основную долю акций «своих» предприятий, а также руководители крупных финансовых компаний. Мелкие акционеры не могли влиять на принятие решений, к тому же годовая прибыль, которую они получали, зачастую не превышала недельного заработка.

Приватизация еще раз доказала, что доступ к собственности остался в руках приближенных к властным структурам, а механизм защиты прав собственности еще не сложился.






Смотрите также: